среда, 10 октября 2018 г.

Материал с семинара 3.10.2018г.

    


Материал с семинара 3.10.2018г.
Тема:  Нейропсихологический подход в работе с учащимися с трудностями в обучении

Педагог-психолог
Романчук Ирина Геннадьевна
г. Калтан
 Три основных направления нейропсихологической коррекции:
*                 Первое направление - когнитивная нейропсихологическая коррекция, направлено на развитие и коррекцию познавательных функций и входящих в них компонентов.
Оно реализует идеи Л.С. Выготского о процессе интериоризации.
Выготский выделил три этапа формирования произвольных действий: первый этап – взрослый командует, ребенок выполняет – интерпсихический этап (внешняя регуляция произвольными действиями); второй этап – ребенок командует сам себе вслух – экстрапсихический этап (внешняя самостоятельная регуляция); третий этап – ребенок думает, что нужно сделать и выполняет – интрапсихический этап.
*                 Второе направление нейропсихологической коррекции связано с идеей “замещающего онтогенеза” (Семенович А.В., 2003) и нацелено на формирование базовых основ, предпосылок познавательных функций. В нем используются методы моторной коррекции или телесно-ориентированные методы, направленные на восстановление контакта с собственным телом, снятие телесных напряжений, развитие невербальных компонентов общения, а также собственно когнитивные методы, направленные на преодоление трудностей усвоения школьных знаний и формирование ВПФ.
Методика “замещающего онтогенеза” представляет собой трехуровневую систему: первый уровень - “Уровень активации, энергосбережения и статокинестетического баланса психических процессов”; второй уровень - “Уровень операционального обеспечения сенсомоторного взаимодействия с внешним миром”; третий уровень -“Уровень произвольной регуляции и смыслообразующей функции психомоторных  процессов”.
*                 Третье направление основано на интегративном подходе с использованием интегративных программ:
- Коррекционно-развивающая программа Н.Я. Семаго и М.М. Семаго (2000), направленную на формирование пространственных представлений;
- Методика “сенсомоторной коррекции” Т.Г. Горячевой и А.С. Султановой (2003).

В основу концепции коррекционно-развивающей работы положены:
*      Теории развития высших психических функций (ВПФ) Л.С. Выготского;
*      теории системной динамической локализации высших психических функций А.Р. Лурии;
*      теории нейропсихологической абилитации Цветковой Л.С.

Принципы нейропсихологического подхода:
*   Основной принцип: коррекция – это не обучение, а формирование базовых психических процессов, необходимых для обучения, - зрительного восприятия, пространственных представлений, звуковосприятия и звуковоспроизведения, программирования и контроля, управления кинетическими и кинестетическими процессами и т.д.
 *   Для профилактики дезадаптации важна более ранняя диагностика и коррекция базовых функций.
Принцип учета развития психических функций в онтогенезе. Необходимо знать и учитывать логику нормального онтогенеза.

*   Принцип учета специфики развития психических функций и мозговой организации психической деятельности у детей.

*   Принцип опоры на индивидуально-личностные особенности ребенка.

*   Принцип опоры на сохранные формы деятельности.

*   Принцип от простого к сложному и постепенному введению новых видов деятельности.

*   Принцип опоры на предметную деятельность и ее организацию.

*   Принцип использования игровой деятельности.

*   Принцип программированного обучения. 

*        Эмоциональный контакт с ребенком. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Городской этап конкурса "Педагог-психолог"

16 октября  закончился городской этап  конкурса "Педагог-психолог"                           Поздравляем  всех участ...